Немецкая компания KUKA, мировой лидер по производству роботов, с оптимизмом оценивает свои перспективы в нашей отрасли, даже несмотря на кризисные явления в России. О том, что придаёт уверенности, поделились с нашими читателями директор по продажам КУКА Роботикс Рус Дмитрий Капишников и генеральный директор НОВИМЭКС Олег Новиков
МБ: На прошедшей в мае ганноверской выставке LIGNA-2015 был заметен явно возросший интерес деревообработчиков к робототехнике. Роботы присутствовали на стендах многих фирм и отличались большим разнообразием. Как вы это можете объяснить?
ДК: Прежде всего, это объясняется объективными причинами. Роботизация, как одна из форм автоматизации производства, позволяет повысить производительность, снизить влияние вредных факторов на человека, повысить качество продукции, снизить влияние человеческого фактора. Первые роботы появились в деревообработке ещё в 70-е годы и с тех пор их проникновение в отрасль непрерывно расширяется.
Но процесс этот развивается волнообразно. Каждый новый этап в развитии микроэлектроники, систем приводов и программного управления расширяет возможности применения роботов и делает их более доступными для всё более широкого круга потребителей. Мы сейчас переживаем настоящий бум массового внедрения умных гаджетов, сетевых и облачных технологий, искусственного интеллекта. Это придаёт новые импульсы и робототехнике.
Если говорить о выставке LIGNA-2015, то всплеск интереса к роботам наблюдался в основном на стендах немецких фирм. Это объясняется, в том числе и реализацией государственного проекта Индустрия 4.0, инициированного правительством Германии в 2011 году и предусматривающего прорыв в области информационных технологий и автоматизации. Одним из главных его направлений является роботизация.
Об уровне внимания со стороны правительства к данной теме свидетельствует тот факт, что в марте этого года канцлер Ангела Меркель лично посетила наш завод KUKA в Аугсбурге и ознакомилась с последними разработками.
ОН: Можно также добавить, что активизация интереса в деревообрабатывающей отрасли к роботам может быть связана с тем, что в 2014 году основатели группы Homag продали свой бизнес. Новым владельцем Homag стала фирма Dürr, специализирующаяся на оборудовании для автомобилестроения — её опыт в робототехнике мог стать катализатором проникновения роботов в деревообработку. На выставке LIGNA-2015 Homag представил сразу несколько роботов KUKA, правда не в привычном оранжевом цвете, а окрашенными в его фирменный голубой цвет.
МБ: Прежде чем перейти к обсуждению технических подробностей, не могли бы вы коротко рассказать о фирме KUKA, её истории и достижениях
ДК: Компания была создана в 1898 году в г. Аугсбург, название происходит от имён основателей (Keller und Knappich, Augsburg). Сфера интересов акционерного общества распространялась на производство различного оборудования, в том числе — сварочного. В 1973 году KUKA создала первый промышленный робот с электромеханическими приводами, известный как FAMULUS. Сегодня производством роботов занимается дочерняя структура общества — KUKA Roboter GmbH, которой принадлежит первое место по количеству продаж в Европе. Фирма насчитывает около 3400 сотрудников и представлена 28 офисами на ключевых рынках Европы, Америки и Азии. В год выпускается около 25000 роботов KUKA.
МБ: Кто ваши основные клиенты, в каких отраслях наиболее популярны роботы?
ДК: Разработками фирмы KUKA пользуются производители самых знаменитых автомобильных марок: Porsche, BMW, Mercedes Benz, Audi, Chrysler, Ferrari, Harley-Davidson и многие другие.
В качестве одного из примеров можно привести завод Chrysler в испанском Толедо. Каждый день здесь выпускается более 700 кузовов для автомобилей Jeep Wrangler. При этом задействовано 259 немецких роботов KUKA.
Также наши роботы применяют станкостроительные, авиастроительные, химические, фармацевтические, пищевые, медицинские и деревообрабатывающие компании по всему миру: Boeing, Siemens, STIHL, Swarovski, Wal-Mart, Nestle, Budweiser, Coca-Cola, BSN medical, IKEA и другие.
МБ: А как обстоят дела в России?
ДК: В России сегодня работают более 3000 роботов KUKA. Такие крупные компании как Ford, VW, АвтоВаз, ГАЗ, КАМАЗ, Пепсико, Тихвинский Вагоностроительный завод отдали предпочтение роботам нашего производства.
Но мы работаем не только с гигантами — среди наших клиентов много средних и малых предприятий. Такие клиенты не обладают мощной производственной базой и соответствующим техническим персоналом, поэтому им важна наша поддержка на всех стадиях — от выбора и разработки технического решения до последующего обслуживания.
МБ: Если говорить о деревообрабатывающих и мебельных предприятиях, то здесь и достаточно крупные фабрики могут нуждаться в технической помощи со стороны поставщика. Не могли бы вы подробнее остановиться на том, как у вас организован сервис?
ДК: Для компании KUKA сервисное обслуживание клиентов имеет приоритетное значение. Мы предлагаем четыре направления поддержки наших клиентов: консалтинг по робототехнике и проектированию, обучение, техническая поддержка и восстановительный ремонт, в том числе адаптация подержанных роботов для новых целей. Все наши сервисные инженеры великолепно обучены и прекрасно знают современную технику.
Техническое обслуживание, гарантийный и постгарантийный ремонт компания КУКА полностью берёт на себя, таким образом обеспечивая высокую надёжность и работоспособность своего оборудования. Для оперативной технической поддержки действует горячая линия, гарантируется наличие запасных частей на складе в России.
Регулярно проводятся учебные семинары по эксплуатации оборудования. В России, как и в других странах, организован учебный центр KUKA College, на базе которого можно получить все необходимые знания для эффективного использования нашей продукции.
МБ: Какие задачи могут выполнять роботы в нашей отрасли? Какой опыт накоплен компанией KUKA в деревообработке и мебельной промышленности?
ДК: Первые роботы, появившиеся в деревообработке около 40 лет назад, представляли собой традиционные манипуляторы-перекладчики для загрузки и разгрузки станков. Основной целью было избавление человека от монотонной работы и повышение производительности при поточном методе производства, характерном для того времени. Кстати, у многих до сих пор сохранился стереотип: «Роботы — это повторение одного и того же жёстко запрограммированного движения». На сегодня это не соответствует действительности. Спектр применения значительно расширился, а совершенствование сенсорики, технического зрения, внедрение элементов искусственного интеллекта позволяют роботизировать также гибкие производства, основанные на индивидуальных заказах. Роботы могут идентифицировать детали, определять их размеры, цвет, учитывать их вес, действовать, исходя из анализа ситуации, общаться с другими роботами и автоматическими устройствами через локальную сеть или интернет. Роботы могут обучаться, запоминать движения оператора.
Мебельщики могут «поручить» роботам следующие операции:
• перемещение деталей при обслуживании станков и центров с ЧПУ, межоперационных складов-накопителей; сортировка деталей, комиссионирование (распределение по заказам),
• сборка (монтаж) изделий,
• покраска, напыление различных покрытий,
• механическая обработка деталей (фрезерование, пиление, сверление, шлифование, полирование),
• нанесение клея или герметика, установка уплотнений,
• маркировка,
• упаковка, комлектация (укладка деталей, крепежа, фурнитуры),
• паллетирование.
Кстати, не следует забывать, что мебель сегодня состоит далеко не только из древесных материалов. Поэтому роботы и на мебельных фабриках могут заниматься раскроем, гибкой и сваркой металла, резкой искусственного или натурального камня для столешниц (в том числе и гидроабразивной), выполнять специфические операции при изготовлении матрасов и мягкой мебели.
МБ: Если только в одной деревообработке сфера применения роботов столь разнообразна, то как удаётся компании KUKA эффективно работать во всех перечисленных вами отраслях? Ведь сложно быть специалистом по всем направлениям?
ДК: Компания KUKA производит и продвигает роботы, как универсальный продукт, не привязанный к какой-либо определенной задаче. Адаптацию нашей техники под конкретные задачи осуществляют наши системные партнёры. Они то и являются специалистами в каждой предметной области. Их задача — общаться с конечным потребителем, выявлять его индивидуальные потребности, дооснащать робот необходимыми периферийными устройствами: захватами, присосками, распылителями, датчиками, системами технического зрения и т. д. а также подготавливать необходимые программы. Такая схема работы позволяет сочетать оптимизацию стоимости изготовления и сервисного обслуживания роботов с эффективным использованием их на каждом конкретном предприятии.
В области деревообработки и производства мебели таким системным партнёром является фирма «НОВИМЭКС». Специалисты фирмы имеют более, чем 20-летний опыт работы со сложным автоматизированным деревообрабатывающим оборудованием из Германии и Австрии, проходили подготовку на европейских заводах, владеют не только механикой, но и микропроцессорной техникой, программированием, что позволило им успешно освоить и технику KUKA.
МБ: Что даёт потребителю внедрение роботов? Как можно обосновать целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами автоматизации?
ДК: Это зависит от области применения. Если говорить о перемещении деталей, упаковке, маркировке, паллетировании — то это повышение производительности и обеспечение стабильности процесса. Робот не снижает темп работы и не повреждает детали из-за усталости и снижения внимания. У него существенно шире рабочая зона и грузоподъёмность. При складировании деталей в стопы манипулятором с вакуумными присосками исключается взаимное трение деталей, а значит царапины.
При окрашивании — робот обеспечивает равномерность и экономичность нанесения лакокрасочного материала. Снижается зависимость от мастерства маляра. При этом исключается воздействие вредных испарений и взвесей на человека.
Если, например, говорить о фрезеровании объёмных деталей мебели, гнутоклеёных фасадов, подлокотников, фигурных ножек, деревянных орнаментов или скульптур, то традиционно для таких работ требуется пятиосевой обрабатывающий центр с ЧПУ. Робот, оснащённый фрезерным шпинделем, может выполнять все те же операции, но при этом в распоряжении может быть уже не пять, а 12 управляемых осей, что облегчает обработку более сложных деталей. Рабочая зона робота больше его габаритов, тогда как в обрабатывающих центрах наоборот — рабочая зона заключена внутри него и поэтому существенно меньше. Наиболее значительные отличия по оси Z (вертикаль): у робота — до 4 метров, у обрабатывающего центра — всего 400–500 мм. При этом тяжёлый центр портальной конструкции стоит от 200 до 300 тысяч евро, робот — в два раза дешевле.
ОН: Традиционные средства автоматизации требуют, как правило, индивидуальной разработки проекта и изготовления, что сопряжено с большими затратами, потерями времени и возможными ошибками. Автоматизация с применением роботов опирается на готовое надёжное изделие, отработанное универсальное программное управление, что позволяет быстрее и надёжнее осуществить внедрение, затратив меньшие ресурсы.
Кроме того, роботы, обладая универсальностью, могут с лёгкостью адаптироваться под изменяющуюся ситуацию. Стоит сменить оснастку и программу, и с окраски распылением можно перейти на окраску в электростатическом поле, заняться полировкой или фрезерованием. Кстати, именно роботы KUKA позволяют наиболее легко изменять их назначение.
МБ: Можете привести примеры внедрения роботов KUKA в деревообрабатывающей отрасли России?
ДК: Наша продукция эксплуатируется на мебельных предприятиях в Пензе и Ставрополе, Воронеже и Ижевске, Москве и Подмосковье. Наиболее частое применение — окраска мебельных деталей и обслуживание станков. Также популярна замена роботами фрезерных центров с ЧПУ для обработки объёмных деталей и скульптур.
Размер фабрик не имеет значения. Это могут быть и достаточно крупные, как «Лером» или «Ставропольмебель», и небольшие предприятия, как например «Еврособа». Многое зависит от позиции руководства и готовности внедрять современные решения.
В России часто для деревообработки адаптируют роботы, работавшие до этого в автомобильной индустрии. Так в Подмосковье на фабрике по выпуску дверей установлено около 70 подержанных роботов. На сегодня это рекорд для Европы по количеству роботов на одном деревообрабатывающем предприятии.
Конечно, по сравнению с другими отраслями деревообрабатывающая и мебельная промышленность в России в меньшей степени охвачена роботизацией. Сдерживающими факторами здесь являются не какие-либо технические ограничения, а стереотипы, отсутствие опыта, а также неверные ценовые ожидания. Здесь мы видим свою задачу в более тесном общении с представителями мебельной и деревообрабатывающей промышленности и полагаемся в этом на опыт нашего партнёра в мебельной отрасли — фирму НОВИМЭКС. Мы также надеемся на помощь журналистов в деле информирования потенциальных потребителей о возможностях роботизации.